Сохранение ненецкого языка

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

               alt                                               С кем говорить по-ненецки

Европейские земли вд оль побережья Ледовитого океана от мыса Канин нос до Урала называются исконно ненецкими, поскольку ненцы самые древние официально отмеченные жители в этих краях. И хотя в ненецких преданиях сохранились истории про народ сихиртя (сиртя), который еще до прихода ненцев жил здесь в землянках (си – отверстие), кто были эти древние обитатели, в каком из современных народов течет их кровь, историки не могут сказать однозначно. В землянки и полуземлянках жили многие, до сих пор на Севере такие жилища сохранились и используются как подсобные — хранилища, бани, мастерские — у ханты, у селькупов, у русских старожилов. Подобная полуземлянка построена возле школы в городе Ювяскюле, как принадлежность саамов; есть мнение, что сихиртя были предками саамов.

В XV—XVI веках под давлением славяно-русской колонизации Севера в эти места пришли коми. На новых землях вымские и удорские коми соединились с северными великороссами и ненцами, переняли их способы жизни, занялись оленеводством, и к концу XVIII—XIX вв. сформировался специфический коми-ижемский субэтнос со своей языковой и культурно-бытовой особенностью, которая отличает их от остальных коми https://ru.wikipedia.org/wiki/Коми-ижемцы .

Сейчас в Ненецком округе живут потомки автохтонных народов ненцев и коми, причем у каждого есть своя культурная специфика. Значительная часть этой специфики — родной язык, на котором воспитывается в детях сознание уникальности своей национальности, своего этноса, без чего не может сформироваться продуктивное, доброжелательное мировоззрение. Сегодня, к сожалению, такая точка зрения совсем не очевидна для большинства жителей округа. В Нарьян-Маре ненецкий язык изучается в единственной школе — интернате имени А.П. Пырерка. Коми-ижемский в городе совсем не преподается, хотя в 2014 году был выпущен букварь, сайт http://komikz.ru/news/science-and-education/ утверждает, что учебник направят в сельские школы. Предполагается издать три сотни букварей. Сайт сообщает, что коми язык сегодня факультативно изучают в Харуте; предполагается также организовать уроки в поселках, но только в Неси, Красном, Каратайке и Хорей-Вере.

Поколение, обучавшееся в школах с шестидесятых годов очень часто сталкивалось с активным противодействием родному ненецкому языку. Подобное произошло и с другими языками «нетитульных» этносов и не только в России, но и в Америке. Понимание неповторимости родного языка и традиций, важности их в мировоззрении, в становлении жизненной позиции человека все-таки пришло, но очень поздно. Очень много зависит от мнения самих говорящих: сегодня не только родители, часто бабушки и дедушки не говорят с внуками на родном ненецком языке. Не видят пользы и смысла. Часто они сами уже не знают «старинных» слов. Контр-пример: первая ненецкая женщина-доктор филологических наук Елена Тимофеевна Пушкарева (урожденная Лапцуй), живя в Москве, разговаривала со своими детьми по-ненецки, сейчас они грамотные специалисты. Ненецкая литература получила первый толчок в Нарьян-Маре, из Ненецкого округа вышли писавшие по-ненецки Илья Константинович (Тыко) Вылка, Николай Вылка, поэты-шестидесятники Василий Ледков и Прокопий Явтысый и многие другие. Но у кого из них дети сегодня говорят на родном языке? Генеральная Ассамблея ООН провела первое Международное десятилетие коренных народов мира с 1995 по 2004 гг. Второе Десятилетие коренных народов мира началось с 1 января 2005 года. По этому поводу проводятся дополнительные праздники и мероприятия, в основном затрагивающие народную культуру и традиции: национальный спорт, рукоделие, резьба, северная кухня. Сам язык оказался задвинут громкими лозунгами на «нейтральную» полосу, перестал связывать детей с опытом родителей и целого народа. На сегодня нет официальной управляющей структуры, которая должна поддерживать функционирование ненецкого языка, расширять методы и возможности преподавания и использования, укреплять статус. В округе существует две организации для защиты и поддержки национальных интересов — Региональное общественное движение «Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй» и Управление по делам КМНС в Департаменте региональной политики Ненецкого АО . Они гордятся своей просветительской работой, национальными творческими группами. Только языком занимаются активисты сами по себе: по инициативе Прокопия Явтысого и Алексея Пичкова была образована литературная детская студия «Суюкоця (Олененок)». Сейчас ею руководит Инга Артеева. По личной инициативе Ириной Коткиной был создан блог «Чумотека». Вроде бы вот общедоступный источник информации, но желающие изучать ненецкий язык не знали, что сотрудник «Нарьянки» Юлия Талеева проводила занятия, опять же по своей инициативе. Без выделенных бюджетных средств режиссер Мария Кравченко сняла фильм про ненецкую свадьбу «Тюнтава», который выиграл приз. Нет общей программы, не поддерживаются связи между вроде немногими хранителями национальной культуры. Нет обсуждения возможностей родного языка между учениками школ внутри одного города, что говорить о школах разных поселков. Нет молодых участников, школьников в национальной самодеятельности. В поселке Красное возвели новую школу, но будут ли в ней преподавать ненецкий и коми язык и кому, пока жителям поселка неизвестно.

Почему же современные родители-северяне не знают, что изучение языков очень благоприятно для развития ребенка? Почему они лишают его прошлого? Огорчает разрозненность людей одного дела — учителей — в разных округах. Разные источники финансирования оказались значимее общего дела. Могут ли преподаватели родных языков в НАО делиться своим опытом и узнавать о чужом в ЯНАО и на Таймыре? К примеру, как они оценивают опыт создания кочевого детского сада для подготовки детей к школе в экспедиции «Настоящие люди», которую сейчас проводят петербургские ученые Александра Терехина и Александр Волковицкий на Ямале и о которой можно поддерживать электронную связь https://vk.com/yamalexpedition ?

Самой насущной видится задача организации сотрудников разных административных коллективов в группу, объединенную желанием сохранить, упрочить, развить функции национального языка. В первую очередь, конечно, ненецкого. Мне показалось, что коми-носители лучше знают свой язык, увереннее осознают важность своей принадлежности к национальной культуре. Конечно, нужно громко заявить, что задача сохранения (использования в современных условиях) своего языка как неотъемлемой части такой культуры сегодня значима для всех: для малых языков — сохраниться рядом с большим языком, для больших языков – сохранить уважительное отношение к соседним языкам, дать им сферы функционирования, сохранить свои выработанные культурой нормативы литературного языка в широких сферах применения.

 

старший научный сотрудник ИЛИ РАН

доцент института народов Севера

к.ф.н. Люблинская Марина Дмитриевна

Обновлено 24.07.2015 14:43  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Важная информация

3 апреля 2016 года в Ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» сменилось руководство.

На XI Съезде Президентом регионального общественного движения Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй» был избран Юрий Аркадьевич Хатанзейский.

Также были выбраны вице-президенты по ключевым направлениям деятельности Ассоциации:

  • вице-президент по правовым вопросам  - Каменева Ольга Фёдоровна,
  • вице-президент по вопросам традиционной хозяйственной деятельности – Латышев Николай Васильевич,
  • вице-президент по языку и культуре – Ханзерова Ирина Леонидовна,
  • вице-президент по экологии, землепользованию и недропользованию – Талеев Сергей Александрович,
  • вице-президент по молодежной политике - Канюкова Валентина Игоревна

Членами Совета на XI Съезде были избраны:

  • Артеева Инга Александровна,
  • Ардеев Альберт Григорьевич,
  • Ардеев Игорь Янович,
  • Терлецкий Александр Игоревич,
  • Лыченко Анна Ивановна.

Членами Совета старейшин избрали:

  • Гаврильеву Аллу Павловну,
  • Явтысую Ксению Филипповну,
  • Давыдову Татьяну Юрьевну,
  • Ледкова Петра Алексеевича,
  • Хатанзейскую Марию Григорьевну,
  • Талееву Матрену Ивановну
  • Талееву Юлию Алексеевну.

В ревизионную комиссию вошли:

  • Пластинина Владислава Вадимовна,
  • Давыдова Евгения Ивановна,
  • Канюкова Анна Афанасьевна.