Отчёт о работе вице-президента по вопросам языка, культуры, образования

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Отчёт о работе вице-президента
по вопросам языка, культуры, образования
Талеевой Матрёны Ивановны.
2007 – 2010 год.

В начале XX века каждый этнос гордился тем, что сохранил свой родной язык, культуру, традиции. Мы, дети тех лет, помним,  что в школе все знали  ненецкий язык.  Учили молодые учителя с округа: В.Н. Ледков - известный   ненецкий писатель,  Н.И. Латышева, Н.П. Сорокина, М.Н. Ледкова, В.П.Сядейская, З.Т. Пырерко, Н.Ф. Тайбарей, В.И. и Я.И. Хатанзейские, Е.И. Лисовская  - завуч нашей школы, З.И. Макина,  Е.В.Чернышова,  М.М. Артеева,  И.А. Рочев,  К.Е. Соболева, М.П. Ханзерова, Л.Н. и Ю.С. Жилины, Е.Н.Вылка. Директором нашей Варандейской школы был А.И. Макин.
Была в школе одна техничка, Ф.Т.Лаптандер, которая жила при школе. Учителя могли общаться с нами на ненецком и коми языках,   знаком им был традиционный уклад жизни наших родителей. Жили мы как  одной семьёй. При  каждом интернате вместе с нами жили учителя и воспитатели.  Было три интерната: для малышей (1-4класс), для мальчиков(5-8классы), для девочек(5-8 классы). Наша новая школа стояла на краю посёлка, где рядом было множество мелких озёр, на кочках росли ягоды. Наши учителя дали нам ни только хорошие  знания, но и научили всему, что необходимо в жизни: трудиться, быть честными, добрыми, уважать старших, любить свою малую родину и все могучую Россию. Условия жизни в посёлке были тяжёлыми, удобств не было, но никто не жаловался. Проводили субботники, где принимали участие учителя и ребята. Учителя и старшие ребята  пилили  дрова, кололи чурки, а  девочки и малыши носили и складывали в поленья. Никто никого не заставлял, все понимали, все делается для блага нас самих. Ведь зимой будут холода, морозы, всё останется под снегом. Не  было в посёлке пьяных, и никто никого не боялся. Люди в посёлке жили мирно, дружно, знали особенности характеров друг друга.  Часто с девочками  в свободное время осенью  гуляли у моря, играли камушками, собирали их и приносили в интернат, придумывали разные игры.   Любовались, бегущими волнами, дальними сопками. Где-то там далеко-далеко жили в тёплых чумах наши родители. Мы садились на большие камни, вспоминали родных, ручных оленят, ласковых собак, свой большой просторный чум. От разных дум поднимали рёв. Успокаивало нас, то, что у нас есть родители, которые нас любят и ждут, приедут  весной за нами на оленях. И мы знали что, что плакать нельзя, у покойников заболят головы. Недалеко было посёлковое кладбище. Там всегда бегали мальчишки, а девочки боялись близко подходить.  У нас было своё любимоё местечко, здесь нас никто не видел, не слышал. Шумело море, кричали чайки, высоко в небе летели гуси. А потом шли к озёрам, на болотах собирали ягоды. Родная земля нас успокаивала, с хорошим настроением шли в интернат. Грибы тогда не ели, много было рыбы и мяса. Фрукты и овощи видели на картинках учебников, были муляжи в школе. А вкус их знали из консервных банок. Все мы умели вязать сети, учили на уроках труда. В воскресные дни старшие ребята ставили сети, зимой ловили навагу.  Все девочки вышивали крестиком и гладью, шили для ребят рукавицы и носки. В свободное время вечерами все были заняты вязанием сетей, вышиванием,  «играли в артистов», после просмотра кино. Портреты артистов украшали стены наших спален. Всех артистов знали по фотографиям. В интернате не было ни часов, ни радио, а все чётко знали режим работы интерната. Строго было поставлено самоуправление в воспитательной работе. Были праздники,  концерты, много знали, читали о культуре других народов, переписывались с детьми из других городов. А воскресенье на целый день  уходили в гости к своим знакомым, к посёлковым ребятам из своего класса. Надевали свою традиционную одежду:  малицы, пимы.    И катались с сугробов, ходили в поход к высокой башне, которая стояла на другом берегу курьи. Смельчаки поднимались до самой макушки. А высота башни была с высоты десяти этажного дома. А мы трусишки восхищались ими. Вечером все собирались в столовой. Воскресенье на ужин всегда ели сырое мясо или рыбу. После ужина шли кормить своих собак. У нас в школе была  своя упряжка собак.  А.С.Чупрова возила на собаках продукты,  воду для интерната. Анне Сидоровне  помогали дежурные ребята по столовой. Помню ребят из дружной большой семьи Безумовых из посёлка Алексеевка. Они всегда вечерами после ужина пилили дрова для пожилых людей.  Для многих они были образцом в нашей школе. Хорошо многие из ребят  понимали  и могли общаться с нами на ненецком языке. Мы тоже помогали своей учительнице Нине Ивановне, по очереди ходили нянчить её дочь Ларису. Она подрабатывала  воспитателем в интернате, вместе с другими учителями проводили вечера в клубе. Она прекрасно пела, сама писала слова и мотив песен. Участвовала в конкурсах, ездила со старшими девочками в город.  Нас учила петь на ненецком, на русском, коми. Даже на азербайджанском языке разучила с нами   песню.  Мы все знали, что наша учительница училась в Ленинграде. Много нам рассказывала о прекрасном городе на Неве, были открытки с видами города.  Во время своего отпуска брала нас с собой на юг, в Москву. Архангельск. Мне посчастливилось съездить с Ниной Ивановной и Ларой  в Евпаторию, Ларе было три годика. То, что запомнила: ужасная жара,  множество людей, мороженое-эскимо, свежие огурцы, которые не понравились, синее тёплое море, грохот поезда, шторм в Баренцевом море около острова Колгуева. Раз, побыв у тёплого моря,  больше  никто не хотел, лучше отдыхать в родном чуме. А в конце августа ждали нашу учительницу с Ларой. Когда закрыли школу, она переехала жить на свою малую родину, работала учителем в посёлке Ома. Мы все её очень любили, уважали,  слушались. Она обладала особой добротой и желанием всем нам помочь, жалела нас. Много хорошего можно рассказать о педагогическом коллективе Варандейской школы, о  замечательных людях посёлка. Ведь они своей жизнью в суровых условиях были примером для нас интернатских детей.                              
А потом неожиданно пришла весть о закрытие школы: нас увезли всех учиться в село Оксино в 1962 году. Старинное русское  село, со своей историей, со своим населением, с культурой. В шестидесятые годы многие маленькие  посёлки попали в ряд неперспективных и были ликвидированы. Жители посёлков были вынуждены переселяться  в более крупные сёла и поселки округа. Российская власть того времени меняла правила политической, экономической и культурной жизни общества, что полностью переворачивало ценностные ориентиры всех слоёв населения. В Оксино учились дети из разных посёлков: из Хонгурея, Каменки, Пылемца, Лабожского, Голубковки. Из Голубковки детей привозили в каждое утро на лошади. Дети были спокойные, жалкие, покорные. Ямщик набрасывал на лошадку одеяло и давал сено. А ребята молча стояли около саней и ждали. За этой картиной с девочками наблюдали из окна нашей спальни. На новом месте не могли долго адаптироваться, никуда не ходили, боялись. Мы, привыкшие жить в открытом пространстве тундры, а здесь вокруг росли ивы, вдали был виден высокий берег реки Печоры. По посёлку важно гуляли коровы, бешено с визгом носились лошади, около домов хрюкали свиньи. Ведь в Варандее были  только собаки, поэтому животные наводили на нас страх. В селе домики были старенькие, около каждого дома был огород, от огородов пахло навозом. Местные мальчики  обзывали нас лопатами-лопарями, были грубыми, невоспитанными. Приветливыми были дети воспитателей. В длинном одноэтажном бараке располагался интернат.  В интернате было много ребят.  В одном здании жили девочки и мальчики.  Нам нравилось больше быть в  школе, в нашем 6 классе учились одни Варандейские. С удовольствием делали уборку в классе, разливали чернила в чернильницы, писали письма. Все девочки нашей спальни всегда ходили вместе. Не нравилось ходить в столовую, там каждый раз столовая бывала закрыта. Все стояли в холодном коридоре, а потом, толкая друг друга, все бросались, в открывшуюся дверь. Вечером брали с собой кусочек хлеба, ложили его на подоконник своей спальни, чтобы замёрз, а перед сном его съедали. Случались драки между интернатскими и сельскими мальчиками. Радостью было в выходные дни ходить в инвалидный дом. Там жила наша землячка Е.П.Ледкова, ненецкое имя Елека. Она была слепой, после смерти родителей, её увезли в инвалидный дом. Все мы садились около неё. Тихо разговаривали на ненецком языке. Ведь в интернате мы редко говорили на родном языке. Елена Прокопьевна была всегда грустной, тихой, доброй.   радовалась нашему приходу. Мы понимали как ей здесь тоскливо, тяжело среди чужих людей, поэтому ей не жаловались. Хорошо то, что там была ещё одна очень маленького роста неночка  с Колгуева. Она была всегда весёлая, шутила с нами, а может, хотела нас развеселить. Воскресный вечер мы долго не могли уснуть. Вспоминали своих учителей и воспитателей из Варандея, нашу школу, шум моря, родную тундру. Не передать словами страшную тоску по своим родителям, по родному чуму. В темноте,  на своих кроватях под одеялами, тихо плакали. Мы понимали, никто нам здесь не поможет, а учиться надо, нельзя убегать - наказ родителей. В те годы наши родители боялись закона и вынужденно отдавали нас в школу. И мы опять терпеливо ждали весну. За ребятами из ближних посёлков приезжали родители на лошадях, увозили их на каникулы. Сколько радости было у них, мы  завидовали им, и радовались, что в интернате остаёмся  одни.  Собирались в большой спальне все вместе, громко разговаривали на своём языке, шутили,  играли в прятки, пели, пили чай. Окна от сельских ребят закрывали одеялами. А потом случилось несчастье: зимней ночью  сгорела школа. Все очень были напуганы, забрасывали, горящую школу снегом, но ничего не удалось спасти. В душе надеялись, что нас увезут обратно в родной посёлок Варандей, но, к нашему удивлению, нас увезли в город.  И стали мы учиться в лесозаводской школе. И  жить при школе в двух больших комнатах: для мальчиков и девочек.  С нами были, ставшие нам уже родными, Я.И. и В.И. Хатанзейские, они работали воспитателями,  Е.В.Чернышова, она преподавала русский язык. В школе учителя к нам относились с пониманием, ребята нас не обижали. К нам стали приезжать родные, братья и сёстры, которые учились в учебных заведениях. Учились в разных классах вместе с лесозаводскими ребятами, учились с желанием и прилежно. Питались в заводской столовой. Кормили очень вкусно, много было рыбных блюд, по воскресеньям на ужине было мёрзлое мясо. В  школе вечерами были одни: играли в спортзале, играли в прятки, в шашки и шахматы, читали книги. Подружились с девочками из своего класса. Они стали приглашать нас в гости к себе. С ними стали ходить на танцы, в кино, посещать разные кружки, спортивные секции. В школе проводили интересные вечера, были танцы. Нас всегда приглашали, с большим желанием участвовали. Незаметно пролетело два года. В Оксино построили новую школу. И мы опять вернулись в село.  Вот такие эксперименты наших властей проводились в те годы. В последующие годы в новом Варандее вновь была построена новая школа для детей геологов. Школу потом опять закрыли, потому, что геологи уехали к себе на родину.
В  последнюю четверть XX века вновь усиленно поднимается проблема сохранения и развития языков малочисленных народов. В школах ввели, как основной предмет, родные  языки  и родную литературу.
В этнической среде идёт формирование человека национальной культуры, и усвоение родного языка неотделимо от одного поколения к другому, когда есть среда общения, и приоритет родного языка очевиден: пример (община «Ямб то»).    Но, мы живём в поликультурном обществе, где идёт глобализация культурной среды, происходит культурная и языковая ассимиляция отдельных этнических групп.
Если в XVIII веке на территории округа проживали ненцы, русские и коми ( наши местные).  В Нарьян-Маре все почти друг друга знали, то в XI веке этническая картина изменилась.
 Население Ненецкого автономного округа было максимальным в 1994 году – 49700 человек. Оленеводы, рыбаки, охотники, строители,  геологи своим трудом в экстремальных условиях Заполярья приумножают богатства страны. 50 лет труда понадобилось, чтобы разведать запасы нефти и газа, твёрдых полезных ископаемых, по которым округ занимает исключительное место среди северных регионов европейской части России. С тех пор изменилась  структура экономики округа: нефтедобыча и геология превратились в ведущую отрасль. Порядка 8-10 тысяч человек из 40 тысяч, приехавших сюда в связи с развернувшимися геологоразведочными работами, осталось жить и работать в округе на постоянной основе. Со своей культурой, языком, традициями, обычаями, взглядами. Только не знаком был для них традиционный образ наших оленеводов, наш ненецкий язык, обычаи, культура.  Для геологов построили посёлки Факел  и Искателей, работая, в поселке, получали полевые надбавки к зарплате, наши местные такими льготами не пользовались, хотя жили и работали в одном посёлке (мои знакомые учителя). По тем временам в магазинах геологов был разнообразный ассортимент товаров и продуктов, но местных не отоваривали, если даже была «живая» очередь. Рассказывала моя знакомая из посёлка Красное. Прошло время многие уехали на «большую землю», а в поселках геологов  стали получать квартиры местные и переселенцы из посёлков. ( п. Варандей, Варнек, Чёрная ). Но вспомним историю: слишком часто погоня за сиюминутными  выгодами приносили нашему государству больше вреда, чем пользы.   «Вообще-то, когда я оглядываюсь назад, то вижу отчётливо те ошибки и недостатки, которые мы,  партийные и советские руководители, допускали в те годы»-, написал Т.И.Сядейский в своей книге «Советское не устаревает». Как всегда хотели лучше, но для кого? Пустела земля, уходили из жизни старожилы. Так и  не увидев лучших перемен, ведь жить- то наши  не стали лучше. А многое потеряли: язык, традиционный уклад жизни   (в колхозах в основном в тундре стали  кочевать  одни пастухи, а семьи стали жить в посёлках), современная молодёжь мало, что знает о своих корнях, стала стесняться своего происхождения.                                           
В посёлке Бугрино за все эти годы так и не построили новую школу. В первые годы работы в школе-интернате, а я работаю в своей школе-интернате с 1971 года.  Всегда ребятам уверенно говорила, что скоро у вас на острове построят новую школу.  Ведь я сама очень верила своим словам, а теперь-то знаю, что никогда не собирались строить школу. Удобно возить детей в город, хотя, сколько средств ушло за все годы на перевозку детей с острова на учёбу и на каникулы.  Можно было ни одну школу построить. Искусственно оторванные от родителей ребята, забывают родной язык, традиции и  обычаи предков, навыки охоты. Дети становятся иждивенцами, окончив школу, приезжают в поселок  неприспособленными к самостоятельной жизни.  Ведь в интернате теперь  живут  на всём готовом, ничего делать не надо, всё за них сделает техперсонал: помоют полы, выстирают одежду, вымоют посуду. А детям нельзя, не положено, а раньше в школе- интернате своё хозяйство было. Обо всём можно увидеть в музее нашей школы. Историю нашей школы хорошо знает Г.И.Ковалёва. Она много лет проработала в школе-интернате учителем русского языка, а теперь работает в музее нашей школы. Молодые люди болтаются в посёлке без дела. Вот и отсюда на острове пьянство, безработица, да и не желание работать,  ведь ребята не видят труд своих родителей. Они приезжают только на каникулы, в гости к свом родителям.  В это время пора отпусков, время отдыха, охоты, сбора ягод и  грибов. Вот и привыкают к отдыху, ведь летом не надо уголь долбить, лёд таскать вместо воды. Вот бы жили зимой около родителей, знали бы, как тяжело родителям, что им надо помогать. Да и у многих нет специальностей, в своё время некоторые из их них бросили школу, не доучились в средних учебных заведениях. Ведь ни каждый может адаптироваться в новых условиях, жить в общежитии, а хуже всего, когда нет мест в общежитии (ГПТУ). Об этом я беседовала, с В.М. Ветлугиной, замдиректора, по просьбе родителей учащихся. Проблемой остаётся отсутствие рабочих мест для молодых специалистов, закончивших  вузы. Часто молодые специалисты вынуждены уезжать и работать не по своей специальности. Ко мне обращались: Валей И. Тайбарей А., Ловыгина З.,Чибичик Е., Выучейская Т., Ледкова С.. Да и можно ли найти работу, везде требуется  стаж.  Да и  опять к нам едут со всей российской глубинки, с Архангельска, вот они-то по связям устроятся на престижные должности, даже не имея дипломов. А наша местная молодёжь, если даже она образована, компетентна, деловита, никогда не возьмут на хорошо оплачиваемую работу. Они уедут  в свои посёлки, пополнять ряды безработных.
А теперь нависла другая беда-угроза потери нашей школы-интерната. Мне-то всё это знакомо, мы проходили это, когда в Варандее закрыли школу. Какие переживания были у нас детей, море  детских слёз, а наша власть не пожалели ни детей, ни учителей, которые остались без работы. Мне теперь страшно за наших колгуевских ребят, смогут ли они продолжить учёбу в других школах округа, если их раскидают в разные посёлки округа. Ведь психология детей совсем другая и выработался  определённый менталитет, они родились и выросли на острове.  Учителями нашей школы написаны   обращения в разные дистанции, нашему президенту В.В. Медведеву на его сайт отправили наше обращение.    Были встречи с руководителями нашего округа, но судьба нашей школы ещё не решена. Бедой для школы стало то, что мы теперь принадлежим Архангельску. Ненецкая школа-интернат известна за пределами округа как национальная и экспериментальная. Все эти годы округ вкладывал много средств, чтобы в школе были современные условия. В 2007 году школа стала победителем в Приоритетном проекте « Образование».          
Сейчас  население НАО составляет около 4100 человек.   Данные «Территориального  органа Федеральной службы государственной статистики Ненецкого автономного округа» по переписи населения 2002 года показывают, что в национальный состав нашего округа входят 89 разных народов, из них десять – представители народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Из коренных малочисленных народов  Крайнего Севера (КМНС) основную массу населения составляют ненцы(7754 человека, что составляет 14% всего населения), родной язык из них знают 2509 человек, 1318 ненцев знают коми язык, 36 русских знают ненецкий язык, 17 русских знают коми язык. В общине « Ямб то «  все оленеводы знают ненецкий и  могут общаться на коми языке. Благодаря учителям летней кочевой школы теперь знают,  могут говорить и читать на русском языке. Мы радовались успехам своих учеников, что так быстро усвоили русский язык.  Дети, которые теперь учатся в посёлке Каратайка, стремятся между собой общаться  в интернате на русском языке. Об этом говорили мои коллеги- учителя, которые их учат. В первые годы, когда их стали привозить для учёбы в посёлок, они не знали ни одного русского слова, говорили только на ненецком языке. С ними работала учительница Е.А.Рочева, которая прекрасно знает ненецкий язык, опытный педагог. Дети были спокойными, послушными, старательными. А теперь их не отличить от посёлковых детей. Да и родители их жаловались, что дети после школы становятся непослушными, ленивыми, нервными. Стали забывать навыки тундровой жизни.  Г.В. Нокретта ( Окатэтта) разрешил своей дочери Кристине учиться до пятого класса, хотя девочка хорошо училась. Мудрый отец её  не отпустил учиться.  И он считает, что правильно сделал. Когда я работала учителем в его стойбище, строго говорил мне: « Кто будет аргиш вести, чум ставить, одежду шить, нам помогать. Если дочь долго будет учиться и  жить в интернате, то  станет такой же, как ты. Ведь ты отвыкла от тундровой жизни: ничего не умеешь делать по чуму, не умеешь ездить на оленях, боишься оленей и даже летом мерзнешь. Да и шить тёплую одежду, вряд ли, умеешь. Ты стала хабене (обруссевшая ненка). А в тундре такие хозяйки не нужны ». Я не обижалась на него, ведь он совершенно прав. Да, в тундре нужна сильная, здоровая, добрая, умелая хозяйка. Тундровичка- душа жилища, душа тундры. Мир заботами женщины теплеет, светлеет, становится большим и интересным. И  Ивар Бъерклунд, антрополог из Университета г. Тромсе (Норвегия), автор проекта «Летняя кочевая школа в НАО» нас учителей предупреждал, чтобы мы не перестарались в своей работе. Ведь только в общине сохранился традиционный уклад жизни  наших предков. Кочуют своими семьями, воспитывают своих детей, чтобы дети продолжили их дело. Хотя при желании они имеют право  получить квартиры в посёлках округа.  Ведь теперь все оленеводы имеют паспорта с пропиской в посёлках: Амдерма, Каратайка, Усть-Кара.  Община «Ямб то» - уникальный уголок нашего округа, где сумели сохранить традиционный уклад жизни. Мы, учителя летней кочевой школы, каждое лето с 1996-2007 год с июля по август работали в стойбищах оленеводов. Мы не только учили их читать и писать, но и сами научились многому: кочевать, ставить и разбирать чум, вспомнили забытые традиции и обычаи. На празднике «День оленя» выступали с концертами. У каждого учителя была своя научно-практическая работа, участвовали по переписи населения в общине « Ямб то». Продолжаем с нашими оленеводами общаться. Зимой они нам звонят с Воркуты, туда приезжают за продуктами. Ждут каждое лето на праздник »День оленя». Мы рады и  спокойны за них, в общине не употребляют спиртное, надеются только на себя. Хотя есть большая  проблема в том, что у них нет своих пастбищ. Но все годы кочевали по этим местам, жили дружно с оленеводами из Коми Республики, с оленеводами колхозов нашего округа. Совет общественного движения «Ясавэй» всегда на стороне оленеводов, их поддержит. На съезде оленеводов в апреле 2010 года поднимут глобальные проблемы пастбищ. Чтобы на своей земле оленеводы спокойно, уверенно жили, пасли свои многочисленные стада оленей, воспитывали детей в тундровом духе. Может мы, учителя летней кочевой школы, перестарались? Но, надо нас простить, ведь тоже хотели как лучше. Если дети с детства говорили на родном языке, то его не забудут, лишь бы не отвыкли от тундровой жизни.  
 
Участие:
- На 5 Всемирном конгрессе финно-угорских народов на торжественном открытии выступил Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, который проходил в городе Ханты-Мансийске с 27 июня-1 июля 2008 году, где наша делегация из округа принимала участие в работе Конгресса.        
Основные цели Конгресса были:  поощрение сотрудничества между финно-угорскими народами, а также финно-угорских народов с другими народами в области культуры, информации, образования, науки, права, экологии, социально-политических вопросов и экономики;   противодействие процессам языковой и культурной ассимиляции финно-угорских народов.  В работе Конгресса принимали участие представители 21 финно-угорского и самодийского народов; представители властных структур России, Венгрии, Финляндии и Эстонии, международных организаций, средств массовой информации, учёные, деятели культуры и искусства. На Конгрессе обсуждались вопросы  преподавания языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, разработки учебников нового поколения по языкам. Я участвовала на  заседание секции « Язык и образование «, выступила по теме « Роль учителя ненецкого языка в возрождении и сохранении традиций и языка ненцев «, принимала участие на круглом столе по вопросам молодёжи, была встреча с творческой группой на презентации кинофильма  « Сага о хантах «( киноэкранизация романа самобытного писателя Еремея Айпина « Божья матерь в кровавых снегах «), ездили на просмотр детского этнического стойбища « Щуннянг ёх «( Счастливые люди), а также увидели прекрасный праздник «Медвежьи игрища», посетили Государственный Музей Природы и Человека, Дом-музей В.А.Игошева, Галерею-мастерскую Г.С.Райшева, этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»( летнее хантыйское стойбище ), Центр Искусств для одарённых детей Севера, где  была концертная программа театра обско-угорских народов « Песни и танцы Югорской земли «. В Ханты-Мансийске была в восьмидесятые годы на курсах учителей начальных классов, от того города ничего не осталось. Мне было радостно встретиться с Евдокией Андреевной Нёмысовой на презентации её книги «Хантыйские загадки», вспомнили, как  она нас на курсах учителей учила плести бисером. Прекрасно, что Департамент образования и науки  финансирует выпуск книг. Сколько привезла нужной литературы,  даже для книг пришлось новый чемодан на колёсах покупать.
             
-  В Международном фестивале искусств и народного творчества «Финно-угорский транзит: культура народов « в Республике Коми с 15-20 мая 2008 года. Наш ненецкий театр «Илебц « выступал в городе и посёлках, показав свои традиции, обычаи, быт,  культуру ненецкого народа. Я давно хотела увидеть школу-интернат имени А.А.Католикова, познакомиться с воспитательной и учебной работой известной в России учебного заведения для детей-сирот.                                                                
 
-  В «Литературном десанте с 26-30 ноября 2008 года г. Вологда.
Встречала нашу делегацию в составе: И.В. Коткина, Л.В.Царькова, В.К.Ледков, М.И.Талеева,  писательница Галина Щекина, мы сразу подключились их мероприятиям, представили литературу Ненецкого автономного округа, вологжанам понравилась ненецкая экзотика. Мы приняли участие в «Большом Лито» Союза российских писателей с участием поэтов и прозаиков из Вологодской области, увидели молодых поэтов, пишущих талантливо: Марию Маркову, Светлану Попову, Антона Чёрного, Асю Астафьеву, дочь известного писателя  В.П.Астафьева. Была экскурсия по астафьевским местам, вологодский «литературный десант» нас многому научил. На следующей встрече пригласят наших талантливых ребят, пишущих свои стихи и прозу на ненецком, коми, русском языках в журналах «Пунушка», «Молодые голоса тундры». Подарили им сборники стихов, журналы, новые книги.

-  Дни культуры НАО в ЯНАО с 1-5 октября 2009 год г. Салехард.
Вот и сбылось моё желание-встреча с учителями родного языка, с методистами ИУУ ЯНАО на семинаре учителей ненецкого, хантыйского языков по обмену опытом своей работы. Была на уроках ненецкого языка у Л.И.Потаповой в санаторной школе, где ребята владеют ненецким языком, они приехали учиться из посёлков округа, они без стеснения, рассказывали на родном языке о том, откуда приехали, кто родители, как учатся, как живут в Салехарде. Поделилась своим опытом работы, подарила книги «Молодые голоса тундры « , « Мань нюдяко нов «, свой сборник стихов « Вы ява- харна ява». В.Н.Няруй подарила мне две свои  новые книги: «Уроки предков», «Ненэця вада» (8-9 класс), теперь этими книгами в школе пользуются мои коллеги для проведения  внеклассных мероприятий. Познакомилась   с Г.П.Харючи, Г.И.Вануйто – авторы методических пособий, научных книг, они поделились методической литературой для моей работы, со своими темами выступили учителя хантыйского, коми, ненецкого языков, моя тема « Активизация познавательной деятельности школьников на уроках ненецкого языка «. Была теплая встреча, ведь у нас одна цель: сохранить наши языки, традиции, обычаи, традиционный уклад жизни, донести до наших детей и молодёжи, чтобы стремились знать и гордились своими корнями, стремились преодолевать жизненные трудности ( Ирита недавна нись пин нэдалыда, харна вы яханана илева ).       
На Ямале я была 1972 году на курсах учителей ненецкого языка. От того города не осталось ничего, только в краеведческом музее история Салехарда. Незабываемая встреча с Е.Г.Сусой в музее Л.В.Лапцуя, с автором учебников «Толанго книга», «Ненэця литература» для  5-9 классов. Вместе с творческими коллективами посетили музей под открытым небом « Семь чумов», где нас познакомили с хантыйской, ненецкой, коми, селькупской культурой, слушали песни Т.Лар, рассказы Н. Ядне, восхищались танцами ансамбля  «Сыра сэв». Есть прекрасный Дворец культуры, где проходили праздничные мероприятия. Чувство радости осталось за своих сородичей.

- 6 Съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации   23-24 апреля 2009 года г. Москва.
О съезде  много информации было написано в газетах, по телевидению.      
На совещании по открытию съезда мной  было предложено  Ф.М.Лехановой ( вице-президент по вопросам языка и культуры Российской ассоциации Севера, Сибири и Дальнего Востока), инсценировать приезд со всех регионов на оленьих упряжках с хореями, с колокольчиками, с яркими ковриками (ной иня)  ( выходят старейшины регионов в своих национальных костюмах, артисты театра « Илебц « ), а потом на сцене сделать из хореев каркас чума, а коврики поднять, будь-то, северное сияние играет, ведь чум- общее жилище для всех северян, приветствие делегатам говорить на своих языках, уход со сцены под ненецкую песню. Смотрелось прекрасно: большой чум, яркие красочные костюмы, у каждого своя родная речь, делегаты из Алтая сделали  обряд очищения, чтобы наш Съезд продуктивно работал. В это же время проходили выставки-ярмарки «Северная цивилизация 2009», фестиваль детско- юношеского творчества «С любовью к России: Северное стойбище в Москве-2009». Где принимали участие мастера прикладного искусства, фольклорные коллективы, танцевальные ансамбли с Севера, Сибири и Дальнего Востока. С нашего региона тоже были мастера, ненецкий театр «Илебц», молодежный этнический коллектив «Зов предков», руководитель А.С.Ардеева, совсем неизвестный в округе.

-  Курсы учителей ненецкого языка « Культура ненецкого народа в образовательном учреждении «   20ноября- 5декабря 2009 год. г. Н-Мар.
На курсы приехали учителя со всех отдаленных посёлков округа, гостем наших курсов стал Ю.К.Вэлла- учитель, писатель, поэт, знаток традиций и обычаев лесных ненцев, оленевод, автор нескольких книг из Ханты-Мансийского автономного округа, привёз нам в подарок новую книгу « Земля любви»(2009 год ), с 1-5 декабря мы с интересом слушали его выступления, смотрели видеофильмы о его лесной школе, о его общине. Живой  пример уроков предков, все учителя приобрели фильмы для своей работы. Но и мы учителя все поделились опытом своей работы, как говорится, на ошибках учатся, приобретают знания. И у нас есть хорошие моменты в преподавании языка и культуры, перед нами,  учителями ненецкого языка и родной литературы, стоит самая важная задача, создать в школе такие условия для изучения и развития ненецкого языка , чтобы ребята хотели его изучать. В школах округа ненецкий язык и родная литература преподаётся как основной предмет с 1-9 класс по 2 часа в неделю, на иностранные языки тоже столько отводиться часов. Я горжусь тем, что стояла у самых истоков возрождения и сохранения моего ненецкого языка и сейчас продолжаю заниматься любимым делом в родной школе. Мною составлены планирования по всем классам, делюсь опытом работы с молодыми  преподавателями ненецкого языка, отправила планирования уроков М.Г.Хатанзейской, Э.И. Ардеевой, В.Н.Рочевой, Н.Н. Вокуевой. С удовольствием занималась с группой желающих изучать ненецкий язык при Этно-культурном центре, по предложению В.С. Зганич. По совместительству преподавала в педагогическом колледже историю культуру народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Там  работала с группой студентов, которые были приглашены на праздничные дни в Норвегию, с ними я подготовила сказку на ненецком языке,  сюжет  сказки написала сама.   
 Они в Норвегии прекрасно выступили, я рада за них, при желании можно выучить любой язык. Жаль, что не преподаются в колледже ненецкий, коми языки. Хотя некоторые студенты спрашивали, почему у них не преподаются языки. Ведь студенты для практики, чтобы лучше знать языки, могли бы в  ненецком театре  «Илебц» участвовать. Сколько с просьбой обращались к руководителям, к студентам всех учебных заведений, но по разным причинам никто не пришёл в театр, в основном нехватка времени у студентов. Может при колледже сделать, или при нашей школе, придут лучшие времена, думаю, что вопрос решится, а пока в стране кризис, подождём, ведь мы терпеливый народ.

- Дивная мелодия - Сава сё  с 12-13 декабря 2009 год  г. Нарьян-Мар.
Нам, жюри трудно было в конкурсе выявить победителей в пяти номинациях. Гостем этого мероприятия была Татьяна Лар знаменитая исполнительница ненецких песен, талантливый человек с Ямала, она была председателем жюри. Не оскудела ненецкая земля талантами, подрастает новое поколение исполнителей ненецкой песни. Слова благодарности заведующей ненецким отделом В.С.Зганич, организаторам мероприятия.  
   
- Окружная конференция, посвящённая году Учителя 17 декабря 2009 года  г. Нарьян-Мар.
Работала в секции « Одарённые дети нашего края».
Выступление с темой «Юные таланты тундры». Наши учащиеся участвуют во многих российских, окружных конкурсах. В окружном  конкурсе «Детской сказки добрая страна» участвовали ребята разного возраста, свои произведения писали на ненецком, коми, русском языках, а иллюстрации к произведениям были рисунки молодых художников нашей школы. Детская душа, словно губка, жадно впитывает всё, что находится в её окружении. Живя на родной земле, дети черпают из неё силу и напоминают всем нам о том, что Заполярье в своей неброской красоте стоит того, чтобы его любили и берегли, как самое дорогое. Наши дети – будущее нашего округа!


- Семинар  для классных руководителей и воспитателей школ округа «Проектное обучение в школе».  18 ноября 2009 года г. Нарьян-Мар.
После учёбы, работали в группах, каждая группа защищала свой проект. Для повышения квалификации, очень эффективны такие курсы для педагогов.

Выводы и предложения:
За период моей работы всё что мной, было намечено,  удалось сделать: почти все  цели достигнуты и задачи решены. Я довольна своей работой: были встречи со студентами, с директорами школ округа, с чумработницами, с писателями, поэтами, с учителями Ямала, Коми Республики, Ханты-Мансийского округа, нашего округа.  Только не сумела создать этно-оздоровительный лагерь для детей-сирот, для детей из сёл (желающих) с обучением традиций и обычаев народов (ненцы, коми и других), нет пока средств, но будут. Зная и почитая обычаи, традиции, культуру своего народа, ребёнок обогащается, относясь с уважением и к чужой культуре. Привлечь для работы можно студентов-практикантов для стажировки и  учителей,  желающих в период  отпуска поработать.     Надеюсь, что лучшие времена впереди, что наша школа продолжит работу в 2010-2011  учебном году с тем же составом учащихся. И я с радостью зайду в свой кабинет, скажу им: « Нани торова! Нацекы намдыда, инзеледа». Мне нравятся слова выдающегося учёного-филолога Ф.Буслаева: «Основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащихся, даёт им истинно гуманистическое образование, а вместе с тем и своё- народное».     Для моей  работы есть  учебники для всех классов, словари, очень удобно работать по пособиям-практикумам  М.Я.Бармич. Сейчас изданием учебников занимается издательство «Вентана-Граф», а раньше издание учебников осуществлялось издательством «Просвещение» (до 2007 года). Это издательство имело большой опыт в издании учебников для ненецкого языка, хотя не были красочными, но соответствовали всем требованиям графики. Только теперь нужны учебники для детей нового поколения. А пока за основу можно взять эти  учебники,  Выход всегда можно найти.
Предлагаю в год Учителя провести научно-практическую конференцию  учителей родного языков и родной литературы по языкам этносов « Учитель года родного языка». По  преподаванию родного языка на основе современных технологий и этнокультурного образования в Санкт-Петербурге при  университете имени Герцена, где учатся наши студенты со всех регионов. Соберутся на конференцию учителя, воспитатели, психологи, работники дошкольного образования, учащиеся - будущие студенты, этнопсихологи , учёные, методисты, работники культуры, старейшины. Будут проведены открытые уроки, разные конкурсы, традиционные национальные игры разных народов, обряды. Подготовлю программу  конференции, сообщу в российскую ассоциацию, Ф.М.Лехановой. Думаю, что она поддержит мою идею.
Благодарю всех, кто со мной сотрудничал, поддерживал меня в работе, особые слова благодарности совету нашей ассоциации, президенту В.В.Пескову. Стремились решать проблемы жителей округа, ни одно письмо не осталось без ответа. Новому совету ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» желаю  дальнейших успехов на нелёгком поприще; больше сил, энтузиазма и терпения, новых проектных открытий, надёжных партнеров и помощников в делах и в полезных советах.
Сохранение народа - это сохранение его языка. Язык является средством коммуникации, основным элементом передачи культурного наследия и традиций, гарантом будущей полноценной жизни этноса, его языка, культуры, традиционного жизненного уклада, среды обитания.     
« Для сохранения культуры, важное, значение имеет работа с молодёжью, которой необходимо передать опыт, обычаи и традиции народа, а также знание национального языка. В работе с этой возрастной категорией важным является применение современных форм и методов организации деятельности молодёжных коллективов»-, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев.  
Обновлено 31.01.2012 10:26  

Важная информация

3 апреля 2016 года в Ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» сменилось руководство.

На XI Съезде Президентом регионального общественного движения Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй» был избран Юрий Аркадьевич Хатанзейский.

Также были выбраны вице-президенты по ключевым направлениям деятельности Ассоциации:

  • вице-президент по правовым вопросам  - Каменева Ольга Фёдоровна,
  • вице-президент по вопросам традиционной хозяйственной деятельности – Латышев Николай Васильевич,
  • вице-президент по языку и культуре – Ханзерова Ирина Леонидовна,
  • вице-президент по экологии, землепользованию и недропользованию – Талеев Сергей Александрович,
  • вице-президент по молодежной политике - Канюкова Валентина Игоревна

Членами Совета на XI Съезде были избраны:

  • Артеева Инга Александровна,
  • Ардеев Альберт Григорьевич,
  • Ардеев Игорь Янович,
  • Терлецкий Александр Игоревич,
  • Лыченко Анна Ивановна.

Членами Совета старейшин избрали:

  • Гаврильеву Аллу Павловну,
  • Явтысую Ксению Филипповну,
  • Давыдову Татьяну Юрьевну,
  • Ледкова Петра Алексеевича,
  • Хатанзейскую Марию Григорьевну,
  • Талееву Матрену Ивановну
  • Талееву Юлию Алексеевну.

В ревизионную комиссию вошли:

  • Пластинина Владислава Вадимовна,
  • Давыдова Евгения Ивановна,
  • Канюкова Анна Афанасьевна.